- шиваизм
шиваи́зм, принятое в индологии условное обозначение системы ритуально-мифологических воззрений, культов, течений и сект, связанных с одним из главных божеств индуизма Шивой.
Истоки мифологического образа Шивы восходят к протоиндийской (хараппской) цивилизации (32-е тыс. до н. э.). В генетическом предшественнике Шивы этого периода, условно названном прото-Шивой, были заложены две контрастные характеристики эротизм и аскетизм, которые на протяжении последующих десятилетий были отличительной чертой индуистского Шивы. В ведийский период прямым предком Шивы было зловещее стихийное божество Рудра. Культ Рудры-Шивы в ведах выявлен слабо, причём он засвидетельствован в наименее арианизированных областях.
Со временем Шива становится одним из основных божеств пантеона, его культ приобретает всё бо́льшую популярность.
В первые века христианской эры почитание Шивы приобрело регулярный храмовый характер. Цитадель шиваизма дравидоязычный юг Индии. На юге Шива стал отождествляться с богом покровителем городского населения.
Для своих приверженцев Шива великий единый бог, который объемлет собой всю Вселенную, пребывая в ней и во всём сущем. Вездесущий бог проявляется в пяти главных манифестациях и потому часто изображается пятиликим.
Шиваизм сложился как значительное самостоятельное направление в индуизме, противопоставляющее себя вишнуизму. Появились собственно шиваитские священные тексты («пураны», «агамы»). Шива как бог-разрушитель вошёл в триаду главных индуистских богов вместе с Брахмой творцом мира и Вишну его хранителем. Для шиваитов же он не только разрушитель мира, но и его творец и сохранитель, то есть воплощение всех божественных функций главных индуистских божеств.
Всё бо́льшую роль стала играть супруга Шивы, выступающая под разными именами Кали, Ума, Дурга, Парвати. Женское начало стало самостоятельным элементом культа и требовало своих обрядов, священных текстов, способов медитации.
Отличительный внешний признак шиваитов горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело; иногда покрывают себя пастой из пепла.
В качестве жертвоприношения Шиве подносят листья растения бильва, вид дикой яблони. Подносят ему также «пять даров коровы»: молоко, масло, простоквашу, мочу и навоз, а также пепел, который считается священным.
Чаще всего Шива почитается в виде фаллического символа «линги». Он истолковывается как символ не только плодородия, но и творческой мощи бога, воплощая в себе активное одухотворённое начало Вселенной. «Линга» (лингам) используется как в обрядовой, так и в медитационной практике, составляя существенный элемент йогической тренировки.
Важной частью шиваитских богослужений является ритуальный танец, пляска. Он входит в праздничные церемонии, домашние и храмовые обряды. В прошлом с танцами, исполнявшимися в честь Шивы, был связан институт храмовых танцовщиц «дэвадаси». Существенной чертой культа шиваизма является и музыка.
Самый значительный праздник шиваитского цикла Шиваратри (ночь Шивы). Он празднуется шиваитами каждое новолуние, но особенно торжественно в 13-ю ночь тёмной половины месяца магха (январь февраль). Главный ритуал праздника осыпание лингама листьями дерева бильба. Предписывается также пост и повторение имени Шивы. В ряде областей почитание «линги» сопровождается экстатическими плясками и оргиями.
Поклонение Шиве нередко сосуществует с древними местными верованиями, особенно в глухих сельских уголках. Вообще же культ Шивы и божеств его круга имеет много практически необозримых исторических и локальных вариаций. Шиве, как и Вишну, посвящены сотни больших и малых храмов. Самые знаменитые: храм танцующего Шивы-Натараджи в Дамбараме (Тамилнад), Кедарнатха в Гималаях и др.
Шиваизм распадается на несколько течений сект. Наиболее популярны среди них лингаяты, капалики, пашупаты, натхи и некоторые другие. Численность последователей шиваизма 198 млн. человек (25% всех индуистов). Шиваизм особенно широко распространён в штатах Тамилнад, Орисса, Ассам, среди индуистов штата Джамму и Кашмир.
М. Ф. Альбедиль
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.